IT

Экспертное сообщество обеспокоено отсутствием региональной составляющей в программе «Цифровая экономика»

Rawpixel  / Depositphotos.com

Паспорт национального проекта «Цифровая экономика», как отметил в ходе вчерашнего заседания Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики начальник отдела координации региональной информатизации Минкомсвязи России Валерий Сохоров, будет утвержден в декабре текущего года. В указанный проект, напомним, трансформируется утвержденная в прошлом году программа «Цифровая экономика» (в соответствии с подп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204). Он включает в себя шесть федеральных программ:

  • «Нормативное регулирование цифровой среды»;
  • «Информационная инфраструктура»;
  • «Кадры для цифровой экономики»;
  • «Информационная безопасность»;
  • «Цифровые технологии»;
  • «Цифровое государственное управление».

В паспорте нацпроекта предполагается указать, какие результаты должны быть достигнуты при реализации каждой из программ, и определить сроки реализации и объемы финансирования. Однако практически все мероприятия, предусмотренные текущей версией проекта документа, – федерального уровня, в связи с чем роль регионов в цифровизации экономики непонятна, отметил первый заместитель Министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Андрей Бородин.

Стоит отметить, что при утверждении ключевых параметров всех разработанных во исполнение майского указа нацпроектов (на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшемся 24 октября) Владимир Путин обратил внимание на необходимость их детализации на основании предложений субъектов РФ – чтобы каждый регион понимал, какие задачи и за счет каких ресурсов ему предстоит решить. По словам Валерия Сохорова, до 30 ноября Минкомсвязь России направит в субъекты РФ методические рекомендации с типовыми паспортами федеральных проектов, и каждый регион сможет сам определить, какие из перечисленных в них мероприятий ему подходят.

Разумеется, возможность перехода к цифровой экономике напрямую зависит от того, какие условия для применения цифровых технологий созданы в конкретном субъекте РФ. «Акцент нужно сделать не столько на поддержку цифровых компаний в регионах, сколько на цифровизацию традиционных отраслей экономики, – уверен директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александр Зорин. – Поэтому сами регионы, исходя их своих потребностей, условий и ресурсов, должны формировать цели использования цифровых технологий и закладывать их в программы своего социально-экономического развития». Так что целесообразным представляется внедрение тех цифровых технологий, применение которых позволяет повысить эффективность государственного управления или бизнеса, улучшить качество жизни граждан, – именно такие проекты включаются в базу эффективных кейсов для развития цифровой экономики в субъектах РФ, формируемую АНО «Цифровая экономика».

Для того чтобы мотивировать на повышение уровня цифровизации региона не только органы власти, но и непосредственно бизнес, следует, по мнению Александра Зорина, скорректировать меры поддержки предпринимателей, в том числе субъектов МСП, указав, например, что получаемые средства должны использоваться прежде всего на внедрение цифровых технологий.

Представителям бизнеса стоит иметь в виду, что в конце этого или начале следующего года будут утверждены правила предоставления субсидий (в виде грантов) юридическим лицам для реализации проектов, связанных с разработкой и внедрением так называемых прорывных информационных технологий (большие данные, нейротехнологии и т. п.). Как отметил Валерий Сохоров, заявки на участие в соответствующем конкурсе нужно будет согласовывать с регионами – это позволит разрабатывать эффективные IT-решения в наиболее значимых для региона областях.

Кроме того, стоит обратить внимание на новые возможности по привлечению средств, которые появились в связи с тем, что информационные технологии теперь могут являться объектами концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ). По словам директора по развитию ФРИИ Евгения Борисова, в некоторых регионах уже в ближайшее время будут запущены IT-проекты по модели ГЧП и концессии, в Нижегородской области, например, – по ЖКХ и телемедицине.

Таким образом, до нормативного закрепления целей и задач регионов по реализации проекта «Цифровая экономика» эксперты предлагают им пользоваться всеми существующими на данный момент возможностями по внедрению цифровых технологий: реализовывать подходящие решения, апробированные в других регионах, использовать все доступные источники финансирования (помимо перечисленных выше, можно отметить также практику предоставления средств на разработку цифровых проектов фондами, в частности ФРИИ и Фондом содействия инновациям), по возможности интегрировать в новые проекты уже созданные цифровые платформы, обеспечивать подготовку кадров, обладающих знаниями в сфере цифровых технологий (так, например, ряд регионов, как сообщил Евгений Борисов, уже реализуют разработанные ФРИИ программы обучения: для чиновников, корпораций, студентов и даже школьников). Однако реализация масштабных технологических проектов без создания единой системы управления цифровой трансформацией региональной экономики на уровне каждого субъекта, по мнению экспертного сообщества, невозможна.

Источник

адвокат по гражданским делам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть